Перейти к содержанию
  • комментариев
  • просмотров
    13 930

Кольский 2013 (часть первая)

Рыбка

3 528 просмотров

Очередное свидание с русским севером началось в этот раз со всякого рода неожиданностей. Как то так получилось, что заглядывания в заграничный паспорт не вошли у нас в привычку, за что мы и поплатились, приехав на вокзал за билетами. У Димки просрочен паспорт! Ну всё «Василий Алибабаевич» подумали мы. Но не в наших правилах так быстро сдаваться и начался «спринт». Награда нашла своего героя и мы почти уложились в сроки. А лодка то ещё не пришла… Пока менялся паспорт приехала наконец то посылка. Долгий выбор средства сплава завёл нас на Иркутский рыболовный сайт, где нашлись мастера делающие лодки на заказ. Разрабатывались они вместе с рыбаками и сплавщиками, поэтому лодка имеет более длинный корпус, более широкие борта, надувное дно вогнутое во внутрь (на котором возможно встать в полный рост) и усиление всей нижней части. Вес при всех этих параметрах вполне вменяемый, что для нас, пешеходов, очень важно. Сказано – сделано, а вот с доставкой в нашу чудесную область возникли сложности. Сложности решили, баркас получили и провели испытания на «домашнем» карьере. Замечательное плав средство, как выяснилось, имеет прекрасную управляемость и быстро набирает скорость. Чудненько! И мы снова в кассах Южного вокзала. Вот уже и билеты на руках и лодка опробована, гермосумки упакованы, «нерв звенит» как перед экзаменами.

Строительство дома, бытовые заботы и прочую суету решили заменить двухнедельным сплавом. Искать новые маршруты сил уже не было, а по сему, не долго думая, взяли билеты до города Кандалакша и вечером 6го сентября уже жарили подберёзовички на берегу славной речушки Индель.

Как и было запланировано, один день посвятили одноимённому озеру. В корягах затопленных деревьев полосатый разбойник, не стесняясь, хватал резину четвёртого номера. Резину, которая предназначалась крупной северной щуке, но она не знала об этом и видимо безмятежно спала. Мы так увлеклись игрой с полосатиками, что даже забыли про фототехнику, то ли на эмоциях, то ли просто потому что мы такие, фотографий с окунем не будет. Но он был, яркий и не очень крупный.

День проведён был замечательно и на следующее утро мы двинулись дальше. Небольших щупаков нашли на входе в Индель и в самой речке, чем и развлекались до следующей стоянки. А вот хариус подозрительно молчал. Речка эта сама по себе неглубокая, имеющая плёсов по пальцам пересчитать. В этом сезоне нам достался ручеёк. Сверх малое количество дождей и сильная жара буквально обезвожили питающие притоки и в обиход поступил новый вид гребли – шкребля (был и ещё один вид передвижения, но звучит он крайне непечатно, от слова «иди») Так и сопровождали нас эти три вида передвижения в течении всего сплава.

Возвращаясь к Индели… хариуса так и нет, щука есть, язь маленький в прилове есть, а парусников не наблюдается. Кстати о наблюдаемости. Отсутствие дождей положительно сказалось только на прозрачности воды, а потому глаз от этого дивного подводного мира было не оторвать. Как в аквариуме! На первых плёсах появилась крупная рыба, зашедшая видимо ещё в том году по большей воде. Как же интересно наблюдать за её перемещениями, местами стоянок и поведением. Быстро и резко стартует она из под камней, как торпеда. Мощные тела самцов и изящные самки всё всё видно… Но плёсами Индель не богата и мы отчаянно решаем что за один переход сможем дойти до реки Пана. Ошиблись! К Пане вроде бы ближе, а река всё мельче и мельче и уже всё чаще мы пешком сопровождаем нашу лодку. Как мы не старались двигаться быстрее, а к Пане засветло дойти не успели. Ну что ж будет нам уроком!gallery_9297_881_132388.jpg

Разбиваем стоянку, макарошки с тушенкой нам в помощь, ибо голодные, как волки, чай и на боковую. Боковая тоже с сюрпризом была, здоровенный корень, который почему то не прощупался, заставил нас спать в самых нелепых и затейливых позах. Как оказалось до Паны мы не дошли всего около километра и утром следующего дня нас уже встретила не менее красивая река. Там на первой же понравившейся стоянке мы и разбили наш скромный лагерь.

На одной из стоянок прямо перед нашими удивлёнными лицами пронеслась рыжая молния, белочка то бишь. И начала усиленно выискивать сосенку с созревшими шишечками. Прыгнет на дерево, одну шишечку расколупает и нам под ноги шварк её, а сама уже на другом, пробует его плоды. Как же они далеко прыгают! Вот! Нашла она нужное и всё у нас на глазах. Выбежит на самый кончик веточки, шишку хвать и по тапкам вглубь кроны. А мы заворожено, задрав голову вверх, наблюдаем. Естественно с фототехникой. Объективчик мы в этот раз с собой взяли специализированный, но весьма раритетный, фокус только ручной. А стоит выпустить рыжую бестию из виду так найти её не просто, не то что сфокусироваться. Так и караулили под деревом минут сорок, каждые десять минут сменяя друг друга и разминая затёкшие шеи. Несколько кадров всё же накараулить удалось, чему мы остались довольны (особенно я).

Да многое меняется с отсутствием дождей. Всё такое знакомое и незнакомое одновременно. На слиянии рек нас встретили бурные всплески рыбы и хариус, принёсший нам в эту поездку колоссальное удовольствие. Там, на Пане, и были пойманы первые красавцы и красавицы. И как и в прошлой поездке, мне доставались только щупаки и хариусы и так в течении семи долгих дней, но об этом чуть позже. Весьма запоминающейся оказалась первая ночь на Пане. Вкусно поужинав и разомлев у костра мы отправились в свой уютный спальник. Ночь обещала быть весьма спокойной и морозной. Но наш сон потревожил лай, лай собак гонящих зверя, даже мне не охотнику это было очевидно. Молниеносная реакция Димки в который раз подтвердила – я с ним хоть на край света! Через пару минут у нас уже бушевал пионерский костёр, а мы сидели и ждали развития событий. «События» прибежали достаточно скоро большая рыжая собака и её молодой чёрный не очень дружелюбный друг. Кого они гнали для нас так и осталось тайной, и слава богу. Ночью то чего только не напридумываешь. Посидев ещё некоторое время у костра и вскоре, поняв что загулявшиеся собачки весьма неплохо обосновались рядом, мы ушли спать. Утром чёрный пёсик был обруган Димкой за попытку сжевать его шлёпок и обиженный убежал восвояси. А вот рыжая собачка видимо большее количество времени провела в обществе туристов. Весьма скромна, тиха и ласкова. Но при этом любопытна и теми же туристами приучена к рыбе в готовом виде и всяческому виду вкусняшек.

Занятная в общем собачка, но надо двигаться дальше. После такой ночи нет желания оставаться тут ещё на одну. Собираемся, грузимся и в рассветном тумане сплавляемся дальше. Спустя несколько километров вытекаем по руслу в весьма любопытное место. Отвесная стена с одного края и несколько десятков метров обмелевшей реки с пологим берегом с другого. А там на самой стремнине под отвесной частью берега стоят стайкой любимые парусники.

Решение принято быстро и по обоюдному согласию. Ах, какое это было чудесное утро! На каждой проводке мухи, поклевка или харюзок, попробовали и вращалку, после падения блесенка проходила максимум два метра, и рыба уже сидит. На этой остановке тоже не обошлось без сюрпризов. Заходит мой любимый муж чуть в воду освободить приманку и замирает. Шёпотом зовёт меня. Оборачиваюсь стоит не шевелится, дышит через раз и абсолютно не моргая смотрит себе под ноги… Хм любопытно. Берёт спиннинг и как зимой у лунки пытается призвести какие то шевеления блёсенкой, 5 секунд, 10, 20 шумно выдохнув возвращается на берег. Как оказалось освободив блесну и опустив глаза под ноги увидел в 20ти сантиметрах от сапога стоящую самку сёмги. Далее я думаю не стоит описывать что происходило J и так всё ясно.

Время течёт как река и мы уже на подходе к Варзуге, а я всё ещё балуюсь щупаками да парусниками… Мелкий дождик, больше морось и прохладный ветерок пригласили нас на перекус на весьма уютной стояночке, где мы и грибов и невероятного размера брусники насобирали. Впереди большой плёс, нехотя уже кидаю блёсенку… тишина, ещё бросок, течение быстрое в обмелевшей Пане, дождик кончился, и вот очередной заброс, подмотка, остановка, удар, рывок и борьба… ах какой это был поединок! Зашедшая ещё по большой воде рыба дальше не пошла затаилась в местах где поглубже да попрохладней. Сколько восстановила сил неясно, но видимо немало. Около пяти минут мы кружили с этим самцом в своеобразном танце, Димка за это время даже успел меня рассмешить :D

Я бы хотела написать что я победила, но считаю что победила рыба, ибо после очень быстрой фотосессии и отпускания я на пол дня отложила спиннинг в сторону. Руки меня не слушались, то ли от усталости, то ли от возбуждения. Свершилось! Счёт открыт.

Одна из следующих стоянок тоже преподнесла массу положительных эмоций. Этот уникальный случай даже наверное стоит описать. Готовясь к ужину сижу на берегу, чищу хариуса. Мальки как всегда толпятся рядом и хватают всё попадающее в воду без разбора.

Вдруг слышу лёгкий «щёлк» в воде… встала и обомлела от увиденного. Стоит в паре метров от меня щучка чуть за кило и ест! Голова хариуса отданная малькам на пропитание и пару зазевавшихся рыбёшек провалились к ней в пасть. Её явно не смущало моё присутствие. Я пошевелилась, реакции ноль. И только после моего целенаправленного шага в её сторону она лениво отплыла в своё укрытие. Мой рассказ Димку позабавил и он спустился на разведку со спиннингом. Недолго думая она атаковала и его приманку. Вот такая там непуганая рыба. Ночь прошла, и нам снова пора в путь. По такой малой воде как в этом сезоне все расчёты пришлось пересмотреть.

И вот мы уже «втекли» в Варзугу.

Самая популярная стоянка. Даже с соседями. Ещё одна команда «сборная России». С ними мы несколько раз пересекались и на Инделе и на Пане. Но такая стоянка нам не по душе. И утром мы тронулись в путь к любимой Япоме, это небольшой приток Варзуги, очень красивый и интересный как место лова.

Сама Япома встретила нас практически безводной и грустной, но в рукаве сюрприз припрятала. Удивительная получилась рыбалка там. Воды и по щиколотку нет, а хариус есть – парадокс.

С ямки при впадении так вообще штук 12 поймали. На этой стоянке мы были два дня.

Великолепное место. Удивительная природа.

Димка даже на фотоохоту сходил, и весьма удачно.

Ужин праздничный - роллы и блины с брусникой и сгущёнкой.

Ягоды в этот раз было несметное количество и брусники и черники налопались до состояния «смотрю на бруснику во рту привкус брусники, смотрю на чернику во рту привкус черники».

Весьма увлекательной оказалась ловля хариуса на малых притоках, в том числе и на Мельге и на Ареньге, да и в самой чаше под водопадом можно поймать весьма крупного парусника, ну или на худой конец очень некрупную щучку. Мельга вообще порадовала нас этой бодрой рыбкой, дав ещё и возможность понаблюдать атаки хариуса.