Перейти к содержанию

Moilogin

3 742 просмотра

Итак, поехали!

Еще в середине лета 16го года, мы настраивались, что в 17 году обязательно поедем. Так как 16-й уже пролетел. И в таком вялоткущем настроении, с мыслями, что поедем прежним маршрутом Индель - Пана - Варзуга мы прибывали до конца мая 17го. И уже в критический для смены маршрута момент, мы поняли, что ехать тем же маршрутом не хотим, хочется чего то нового. И взялись искать новый маршрут, казалось бы, тьма рек, бери и сплавляйся, к тому же мы расширили поиск и на всю Карелию, за исключением может южной, людно там. Посмотрели описание и маршруты десятков рек. Все бы хорошо, везде красиво, иногда даже рыбно.. Но везде, на каждой из просмотренных рек, нас ждали пороги, и не шиверы какие-то там, а пороги 3-4ой категории сложности, что для нашего плавсредства, рожденного за Уралом, ни в какие ворота, потонуть разве что. Ну или обнос, что честно говоря удовольствие сомнительное. Потихоньку в поисках примелькались коммерческие сплавы, который предоставляли инструкторов и плавсредства для прохождения этих рек. Обещая при этом что опыт не обязателен, катамаран простит все. Мы задумались, ценник гуманный, и мы можем попасть туда, куда и мечтать не смели. Решившись, мы опять пошли по кругу, куда!? Решили не мелочится и рвануть сразу на Умбу самую большую реку Терского берега Кольского полуострова, манящую хариусом, красивой речной кумжей и призрачной семгой. Ну и началась подготовка, пороги требовали немного иного водного снаряжения и очень дождливое лето особой непромокаемости. Весна и на севере была затяжная, как и везде, в июле еще валил дождь со снегом. Надо было быть готовыми. За два месяца закупили билеты, оплатили аванс, и потянулись недели ожидания, разбавленные, подготовкой к поездке, ведь там будет рыбалка! Надо связать мух, затариться приманками, и понять, кого и при каких условиях мы будем там ловить. Нам помогали друзья, почитывали сами, немного освоили новый для нас спей заброс, так как самый авторитетный наш товарищ , в миру именуемый как Олегыч, сказал, что без него на Умбе свет не мил :) Работать в последние дни невозможно абсолютно, ведь мысленно ты уже там. Топчем воздушный ягель и разыгрываем нахлыстовый шнур над несущимся потоком хрустальной воды. Уже почти наяву ощущаешь прохладу утра и туман над рекой, чувствуешь брызги, срываемые ветром с бурлящего потока, а нужно работать. И мало кто понимает твоё состояние, потому как: «Да за эти деньги в Турцию съездить можно!!!» не будем разубеждать, у каждого свой «дзен». Время тянется, жгутом закручивая внутренности, и вот он час икс! Погрузка в поезд Калининград – Москва, путь не близкий, пересадка сначала на другой вокзал, потом поезд Москва – Мурманск, финишная прямая, станция Апатиты, сбор группы и заброска, всё в «темпе вальса» и… Открывается пространственно временная дыра длинною в 9 дней. От Хибин до Белого моря по реке Умба. И, забегая вперёд, это было здорово!

Как же долго мы ждали этой встречи с рекой. Выгрузившись, бегом побежали на берег, красивая, чистая и очень вкусная вода! Как же при таком течении она может быть настолько кристально чистой?! Потом сбор катамаранов, обед, и путь. Первый инструктаж получен, до порога надо бы поднаучиться грести, но как же вокруг интересно! А глазу открывались небольшие шиверы и широкие плесы, все это накрывало очертанием вершин Хибин, шапки которых покрыты снегом. И через несколько часов, бодаясь со встречным ветром, мы доползли до первого порога.И почему голова не крутится на 360 градусов? Утренний туман над Хибинами рассеивается, давая взглянуть на горы, там ещё лежит снег и вряд ли уже сойдёт, уж очень погода в этом году подсиропила. Но глаз цепляет только красота и неповторимость пейзажей. Жаль камеру в герм рано упаковали… И вот впереди уже слышен первый порог - Падун (надо сказать, что порог Падун есть в каждой уважающей себя реке), вода большая, категория порога - 4 и река несёт нас к нему. Этот порог один из самых мощных на всем протяжении сплава. Выглядит с воды это потрясающе, видно место, где заканчивается река и все, нет реки дальше, и только пена и брызги выскакивают из-за этого окончания, это напоминает кипение котла без пара. Причаливаем для осмотра порога и инструктажа по прохождению. Ревет так что стоя в шаге орешь что б тебя услышали, мы шли вдоль него, и не очень верилось что мы сиганем в это водяное пекло, было немного жутковато. Прошли порог, посмотрели две ступени, на словах все просто, заходим здесь, целимся сюда потом вот сюда и сюда... Ну - ну. Небольшое отступление, т.к. ощущения несколько разные:

Наташа:

Увидев Падун, я про себя подумала, правда всего на секунду, но… « Может я его обойду тихонечко, а вы меня потом подберёте? А?» Очнулась уже в пороге орущая песенку из детского мультика: « Мы медузы, мы медузыыыы!!! Мы похожи на арбузыыы!!!» Пена, брызги, поток воды, несущийся к морю и ты в нём, инородное тело, но река стерпит и понесёт дальше… турысты, что с них взять?

Дима:

Ну и каким - то незаметным образом, пощипывая морошку с черникой, оказались возле ката, между делом расселились, я занял первое место справа, мне и все сливки принимать. Отчалили. И сразу начались сухие четкие команды от нашего инструктора. Вперед, влево, начали набирать скорость и целится правее острова, а сразу за ним слив. В самом пороге, все выглядит не так жестко, но влетая в слив, врезаешься в пену, именуемую «бочка, во все тело ударяет вода. Открываешь глаза, из ушей выливается пена, под забродную, не затянутую куртку по самую шею забрался холодный бодрячок и медленно вытекает и, не смотря на эти мелочи, мы почти стоим, надо остервенело выгребать из бочки, пробив пену достать до плотной струи. Шестиместный катамаран огромная туша, его трудно остановить, даже такому порогу. И мы мчим дальше. Метров через 70 второй слив, и мы под вопли опять умываемся ледяной водой! Прошли! Адреналин гудит, здорово!

Первая стоянка, более обстоятельное знакомство с группой, посиделки у костра, все было в радость.

Удлинённый сплав по этой реке подразумевал более расслабленный распорядок дня, поздние завтраки и большее количество дневок. Именно поздние завтраки дали нам возможность посвятить утренние часы долгожданной рыбалке. Почти каждый день мы встречали рассветы на реке, озерах и прилегающих речушках. Небольшой дискомфорт вызывал выбор стоянок, т.к. компания в целом сложилась туристическая, а присутствовавшие помимо нас рыболовы рыбачили по принципу как карты лягут. Мы старались выбрать более интересные участки для рыбалки. Будили инструктора Сашу в пять утра и с щенячьими глазами просили отвезти нас на моторе чуть выше по реке к заветному перекату, шивере или ямке. На удивление Саша ни разу нас не упрекнул, да и мы старались не наглеть. К слову в процессе нас образовалась маленькая компания из четырех человек, регулярно угоняющих по утрам катамаран, и плывущих в поисках рыболовного счастья.

Но к завтраку мы всегда возвращались в лагерь. На второй день начал сплавом полавливаться хариус, вполне нормальных размеров, до 700г. На стоянку встали на плесе, выше которого в километре была замечательная шивера, которая и упиралась в этот плес. Утро, свежо, высадились на островке, засунули кат подальше, и расползались по реке. Второпях забыли репеллент и были за это прилично наказаны. Димка сразу ушел к тому месту, где течение затухает и упирается в плес. Первая поклевка через пару забросов, и хороший харюзок уже трепыхается в руках. Поклевок было много, иногда совсем мелкота щипала, попытка поставить мух покрупнее, более универсальных, результата не дали. Он нехотя их тыкал и поклевок было в разы меньше, уменьшили размер и опять пошли поклевки. Была поймана и пеструшка см 10 настоящая молодь лосося. Очень красивая малютка с цветными овалами на боках, как рисуют частенько на воблерах, и очень нежной кожицей. Вернулись, позавтракали и опять рванули на шиверу, к бойкому красавцу хариусу, половили душевно, и вечером уже уминали его сырым, очень вкусно!

Тут невозможно не посвятить завтракам несколько предложений. А дело вот в чем. Один из нас не ест каши! Совсем! Догадайтесь сами кто J Они стали реальным испытанием, особенно в день, когда готовили манку. Очень скоро решено было больше не мучать себя и ограничиваться пару чашками кофе и бутиком. Да и рыбка всякая разная всегда была в наличии. Тут и хариус соленый, запечённый, жареный, соленая семужка (пойманная нашим товарищем по рыбалке), копченые окуни и щучка, были завтраки и с икрой горбуши последнего захода. В общем, рыбное меню спасало не только от завтраков, но и от непривычного походного меню в котором тремя основными ингредиентами были бобовые, морковка и капуста. При этом меню весьма разнообразно, очень много сладкого и всяких печенек, вкусняшек с потрясным названием "ништяки". Пора бы уже вернуться к сплаву, еда не главное. Удивительна и уникальна природа Кольского полуострова. Одна из самых крупных рек, огромная дельта, огромное количество впадающих в неё притоков, накладывают свой отпечаток на берега и флору. Почти на протяжении всей реки, наверное за исключением нескольких стоянок, все берега были заболочены, тропинок конечно натоптано уйма, и морошки наелись от пуза, но после Варзуги было непривычно. Пороги у Умбы прекрасны, не очень сложные и очень красивые. Проходили их очень быстро, наверное инструкторам за лето они уже поднадоели, да и на нашей шестиместной барже было очень безопасно. Наш катамаран (в дальнейшем кат) был головным, более загруженным и самым большим, Саша инструктор назвал его Дракон. И тем не менее Саша старался купать нас почти во всех бочках. И вообще сразу после первого порога захотелось как минимум на четверку и алга!!! Да, пороги это классно, причем классно не только прохождение самого порога, но и предверие его. После осмотра выводим кат на воду, занимаем исходную, а-ля прицеливаемся на нужный язык и понеслась. Разгон взят и направление поймано, а на горизонте открывается картина бурлящего потока пены, брызг и непередаваемо красивой мощи северной реки. И нам туда! От этого мурашит и будоражит, влетаешь в порог по языку и вот уже ухаешь в бочку. Река умоет впереди сидящих, а если повезет и вторые номера. И это весело, здорово и ... да придумайте сами любой восторженный эпитет! Так это было для нас, возможно потому как впервые, но так было и мы этому бесконечно рады. За этим мы тоже ехали.

После очередного порога нас ждало путешествие через большое (22км) озеро Канозеро с заездом на остров-музей, где под стеклянным куполом хранят наскальные рисунки - петроглифы, датированные 4000 лет до н.э.

Дальше две дневки с рыбалкой, первой баней и дождем с ветром. Погода захулиганила, задул север, а потом пошел дождь, нормальный очень холодный и обложной. Утром сходили на речку Родвинга, не смогли никого поймать, зато убедились, что с забросом все нормально, и ловить можно даже в достаточно неудобных местах. На следующий день должна состояться первая баня. Экипажи разделились, первая половина складывает каменку, вторая едет за дровами. В дождь мы собрали мега баню, камни в основании печки ворочали вдвоем, втроем. Получилось чудо около 1.2м в диаметре и метр высотой. Другая партия привезла сушняка в промышленных масштабах. И к вечеру у нас была чудо баня! Шатер где то 3х3м позволял поместить в себе и стол для парения и скамейки. Жар был нечеловеческий! Выбегали оттуда на холодный ветер с дождем с огромным удовольствием!

Рыбалка была тут самая разнообразная, по утрам бродили на речку Родвинга, где наш собрат по оружию и поймал самца семы, правда уже в брачном наряде, а днем наши спиннингисты отправились за менее экзотичной для нас рыбой щукой, окунем. А дело было так.

Дима:

На следующий день после обеда добрая половина лагеря, скрепив два шестиместных ката, ушли под мотором на дальний кордон. Там в траве ожидались огромные щуки и окуни на банках. А вот щука ждала нас как то не очень, окуни про банки забыли. Саша, который хотел показать нам рыболовную местную Мекку, смотрел на редких килошных щук грустными глазами. Хотя мелкая щука поклевывала и было достаточно весело, активность у щуки низкая и я быстро перешел на твичинг с длинными паузами, щука со мной была согласна, как в общем то и окунь да хороший грамм по 500. В итоге на две коптилки рыбы насобирали. Один из товарищей в тролинге прихватил язя на 1200, вот такой сюрприз.

Ну а Наташка филонила и поддерживала всех мысленно на берегу в уютном спальнике :). К большому сожалению обе дневки проболела (вредный гастрит протестовал против непривычного меню) и, увы, пропустила и чайную церемонию и баню от нашего инструктора Александра. А вот Димка участвовал в этих процессах в полной мере, так сказать за двоих. Здесь мы впервые на этом сплаве лицезрели северное сияние и это было потрясающе, незабываемо, романтика одним словом!

Дальше по Родвинге мы плавно перетекли опять в Умбу. Следующий день был с последней ночёвкой на реке, а значит и последний шанс поймать семгу. И надо отдать должное нашему инструктору Саше. Стоянка была прямо в пороге! Порог Кривец - это 4 км несущейся воды под огромным уклоном с очень редкими заводями.

Уже на входе мы увидели несколько нахлыстовиков с гидами, прочесывавших пред порожную яму. Ребята из лагеря Погост добираются сюда на водометах, форсируя порог. Ну а мы встали примерно посередине и для ловли пригодными оказались всего два маленьких участка, в одном из которых мы и остановились. Именно в этой части сплава нашу коллекцию пополнила та самая, долгожданная поклевка драгоценного серебра. Естественно находит ищущий, ищущим и жаждящим был конечно Димон! И она случилась, подробности из первых уст...

Дима:

Распаковавшись и поставив лагерь, я сразу сиганул к реке и через пару минут вернулся с горбушей, еще не отметавшей икру. Смутившись, я ушел в низ по течению, умудрился потерять всех напарников и вернулся через час мокрый от пота и весьма замученный. Черт ногу сломит это как раз про то место. Ниже по течению хороших мест нет. Утро вечером мудренее решили мы и завалились спать. Поднялись раненько, часа в 4, попили кофейку и вперёд. Туманчик присутствует, при этом небольшая облачность, погодка то, что надо. Ушли вверх по течению, там метрах в трехстах небольшая заводь. Хороший вход и еще более хороший выход. Наташка поймала горбушку, всего одну, уже не плохо. Скачет тоже не очень много, хочется надеяться, что семге все- таки найдется место. Пробиваю выход, меняю мух, ничего. Ухожу пробивать вход, Наташка заряжает сбирулину и пробивает глубокую середину тоже тихо. Мух выбираю все мельче и мельче, поклевок нет. Ставлю муху связанную одной из последних, крючок номер десять форелевая серия мустада. Вчера на нее взяла горбуша, не люблю мелкие крючки но поклевок то нет! И на одной из проводок когда вытянутая муха начинает поджиматся к берегу мощный рывок и заждавшиеся руки молниеносно делают подсечку, сильнейшие рывки отвечают мне на том конце и уже телом наваливаюсь на удилище от адреналина захватывает дыхание, удилище распрямляется, сход. :) Это были очень счастливые несколько секунд, но я не расстроился! Все таки все делал правильно и рыба откликнулась, а это самое главное. Поклевок больше не было.

Ну а мы двигаемся дальше. Впереди ещё несколько дней приключений и новых впечатлений. Наш Дракон уже движется слажено и целенаправленно, ибо впереди поселок Умба, магазин, морские пороги и Белое море со всеми вытекающими. Первые морские пороги пройдены и в виде передышки организованной группой двинулись в магазин. Не обошлось и без шуточек на вопрос "а как далеко искомое?" Саша пространно сказал "около километра" видимо это местный юмор... а мы все шли и шли и шли в одну сторону, по общим прикидкам км 2-2,5 и все это в забродном и по холмистой местности, в общем весело. Здесь что было наглядно мы взяли фото из инета, так как поснимать это действо нам не представилось. Это именно Умба, морские пороги, мы проходили точно также.

И вот последний морской порог, мокрый и веселый. И добро пожаловать на северные курорты Белого моря. На этой стоянке нас ждала последняя дневка, морская баня и северное сияние.

Погода шептала, солнышко прорывалось сквозь дождливые тучки, превращая представший пейзаж в нереальную сказку. А потом начался отлив, и это явление очень впечатляло. Поля водорослей крепко вцепившись в камни покорно лежали на берегу и ждали возвращения воды. Пугливые медузы убегали и прятались под водоросли. А проплывая на кате вдоль свала можно было увидеть иную вселенную, совершенно необыкновенную и постоянно меняющуюся. По всему свалу малыми и большими группами разных размеров и оттенков были разбросаны, чьей то невидимой рукой, морские звезды. Это фантастическое зрелище заснять не получилось, но это было очень красиво. Прибрежная треска ловилась, но размер весьма и весьма скромен, а вот цвет у рыбки куда красивее нашей густой, насыщенный, темный, но это пожалуй единственный плюс. Количество паразитов в рыбе умопомрачительное, наша во много раз чище. При нашем скромном улове попробовать местную тресочку не решились, как-нибудь в другой раз. Утром опять угнали кат и отправились встречать солнышко на островок напротив. Нашли там, на восточном склоне, очень сладкую чернику и почти созревшую брусничку и даже немного морошки напоследок.

А вечером нас ждала банька морская, солененькая, с веничками березовыми и елово-можевеловыми. После такого грех не искупаться и в Белом море, главное потом водичкой родниковой ополоснуться и жизнь удалась.

А утром последние сборы и возвращение в Умбу, веселый стапель и по матрешкам, в конечный пункт нашего путешествия г. Кандалакша.

Поезда, дороги все пробежало, мы дома и не покидает ощущение незавершенности. Что то мы упустили и чтобы понять что непременно нужно вернуться и лучше не единожды!

И на последок еще немного фот.

Остальное можно увидеть в галерее. http://www.stariy-kordon.com/index.php?app=gallery&album=771