Перейти к содержанию
  • запись
  • просмотр
    17 661

За полярным кругом (часть 1)

Moilogin

3 109 просмотров

Ну, как и обещали, новый отчёт о поездке этого года под названием «За полярным кругом».

Новый год и новый поход. В этот раз сами, без инструкторов и подсказок. Опыта маловато, но стремление его получить огромное. А как ещё? Только так, через шишки к мишкам.

Этот год выдался аномальным по всей России и, увы, Кольский п-ов не обошло стороной. Всё лето наблюдали за графиками уровня рек СЗФО, а он неумолимо рисовал падение уровня воды в реке Умба, не оставляя нам никакой надежды. Отступать мы не умеем, билеты куплены, плавсредство ждёт нас уже там, назад пути нет.

И в этом году река выглядела для нас по-другому. Малая вода, новые стоянки, самостоятельное путешествие. Ещё при планировании маршрута решили в одном из мест пойти другим рукавом, по р.Низьме (четверть пути примерно), а в целом всё оставить по-прежнему кроме выхода в море. Конечно оголилось очень много камней, на которые мы садились раз за разом в течении всего маршрута, но главное основные пороги мы прошли нормально. Ну почти :) на Канозёрском пороге основные препятствия прошли вполне неплохо, а дальше «потеряли» струю, постукались об камешки, после чего нас развернуло и мы феерично лагом (т.е. боком) влетели в метровый слив, нас даже бочка чуть подержала. Воды в реке мало, легко оттолкнуться веслом. Мне, как капитану, конечно, не хватало опыта, да и откуда ему взяться. Иногда долго думал, не всё оказывается видно когда сидишь последний и впереди две спины, не всегда понятно куда уходит основная струя, хорошо команда быстро поднаторела, и зачастую сами уворачивались от камней. Изначально мы шарахались от каждого камня на два три метра, а в конце равнодушно проходили впритирку или пропуская между баллонами «обливняк». Забегая вперёд, был такой момент на пороге Низьменская ступенька. Ниже слива длинная м 700 шивера с большим уклоном. Есть участок где реку сжимает метров до 15, а крупные валуны раскиданы в шахматном порядке, мы сперва и щель то не могли рассмотреть, но потом всё-таки нашли и смогли пройти намеченный маршрут, обтираясь бортами с разных сторон об торчащие каменюки. Наверное, по нормальной воде, люди и не и не знают про такую мороку.

Однако по порядку. Прибыли мы 18.00 по местному времени, на вокзале встретились с Вовкой (наш шестой член команды из Москвы, по сравнению с нами, весьма опытный сплавщик и вообще хороший человек) и с тем кто нас будет забрасывать.

Катамаран, прибывший неделей раньше, ждал нас уже в машине. Закупили продукты, бензин и вперед, 60 км по достаточно хорошей дороге с видами на Хибины и мы на месте. Мост через р.Умба. Место нашего стапеля.

Приехали отлично, было еще достаточно светло и мы успели метнуться за дровами, чтобы не коротать вечер в холоде. Поставили палатки, и что!? Надо что ли баллоны раскатать, а то катамарана мы своего в живую и не видели. Раскатали, начали качать, подогрелись горючесмазочными. Потихоньку достали раму стали примерять, ну где примерять там и собрали, а тем временем уж стемнело. Попили первый чай, пока мужики занимались делом, Наташка приготовила первый походный ужин. А дальше все интересней, ременные стяжки, транец под мотор, который кстати подкинул хлопот. Тент приладили. И вот уже в свете фонарей вырисовался наш катамаран. Очнулись от забот уже заполночь, а что это на небе, кто то заметил, тю! Да это северное сияние! Не цветастое и даже не яркое, скромное, августовское, но очень радовавшее глаз. Утро ранее катамаран искриться капельками утренней росы, кажись хочет в путь.

Да и мы не против, завтракаем на скорую руку, подгоняем стремена на банках, каждый под себя. Собираем лагерь, упаковываем гермы, укладываем все на кат.

И трогаемся в наш дальний маршрут. Река проходит шиверкой, разливается, опять сужается и уходит поворот за поворотом. К месту вспомнились лоции, да и карты очень помогали. Вдалеке очередное сужение, где то здесь нас ждет зажатый камнем порог Падун 3 категории сложности.

Зашумело, зарокотало! Да это он, не во всей красе, худенький, слабенький, но оскалившийся гранитом, чалимся, и идем смотреть порог. Общая длина порога около 1 км, падение – около 8 метров. Можно выделить три ступени. Смотрим первую ступень, вторую, вспоминаю рекомендации по лоции, а так же тот год, советуемся с Вовкой, ходить по порогам у него уже приличный опыт. Фоткаемся и вперед!

Сам порог проходим отлично, а вот на выходе промахиваемся мимо основной струи и садимся на камни. Но это уже мелочи, сам порог прошли! А дальше у нас три Капустных озера, в основном мелководные с унылым песчаным дном, но с шикарным видом на Хибины.

Прокатываемся по порогу Верхний Капустный 2 к.с. по сути и не порог, шивера, с большим уклоном очень веселая, быстрая и простая. Погода отличная, солнечно и легкий ветер отгоняет мошку. Причаливаем к каменистому берегу, с замечательными видами. Очередная фотосессия, попили чайку и дальше.

По озерам шли под мотором, привезли его с собой из Калининграда. Мерк 3.3 наши 800кг общего веса тащил отлично! (спасибо Серёжке Шкиперу :) ) чуть было не запрыгнули не в ту губу, но благополучно опомнились и наконец то добрались до шиверок. Там и встали на ночёвку, за день осилили около 27км.

Здесь же поймали первых харюзков. Я эти шиверки еще перепутал с порогом Разбойник, подумал что это он истощал так в малую воду :) ан нет, на следующий день мы увидели Разбойника, порог 2ой категории сложности с простым прохождением. На нем мы оказались на следующий день. Проходили сходу, но перепутать с шиверкой ну никак невозможно :) Опытные водники такой порог на байдарках пройдут, катамаран тем более шестерка пройдут и не опытные, а вот обычные лодки наверняка кильнуться (перевернутся) Сразу за порогом встаем на приятную стоянку и делаем первую дневку с баней. Баня вышла отменная!

А дальше калейдоскоп дней немного стирает события, из сбора дров, постановки лагеря и новых мест. Обмелевший порог Семивёрстный, на котором, из-за отсутствия воды, так и не получилось порыбачить. Жемчужный плёс длина километров 7. Плёс действительно очень живописен, дно, главным образом, песчаное, на берегах высокие сосны.

Течение слабое, но заметное (1-2 м/с). После Жемчужного плёса идут две простых, но, тем не менее, именных шиверки – Карежка-1 и Карежка-2 . Ширина реки здесь около 50 м. Здесь мы задержались на ещё одну днёвку. Испробовали новый вид хлебобулочных – лепёшки. Вполне неплохая замена чёрствому хлебу.

Была еще одна баня, которую поставили на камин куда как больший чем у нас позволяет шатер. Тут дело еще в том что при больших температурах банный шатер надувается и становится похожим на воздушный шар, так вот на этом камине мы думали наша баня улетит, вместе с кольями :) температура была заоблачная, и мы прятались по углам в четвертом :) Наташка и Вовка ходили в баньку вторым эшелоном скорее просто прогреться и помыться.

Наконец то применили коптилку по назначению, копченый хариус опять положил любую другую рыбу на лопатки :) Места хорошие, но рыболовная база в 1,5- 2 км ниже по течению тревожила и не давала полностью отдаться полноценному отдыху. База стоит на самом «вкусном» месте перед порогом Карельский.

После порога 10-15 минут сплава по гладкой воде, течение заметное. Потом на правом повороте реки начинается порог Канозерский.

Порог Канозерский, 3 к. С. Длина порога примерно 1 км. В начале порога – заметный уклон, вода здесь переливается через гряды валунов и плиты, образуя сливы, бочки и валы. При низком уровне воды чистые проходы стали очень узкими. При прохождении порога требовалось постоянно маневрировать. Проходить решили ближе к левому берегу, справа – мелко. Вторая часть порога – мелководье с острыми камнями. Здесь река разбивается на множество проток, становится совсем мелко. После окончания порога река делится на множество рукавов, местами мелководных с песчаным дном, и впадает в Канозеро.

Канозеро делит наш сплав пополам как в пространстве, так и во времени, его протяженность и метео зависимость пугали меня не меньше сильных порогов, не хотелось бы зависнуть на выходе из-за вмордувинда . Поэтому когда мы, пройдя еще два порога, добрались до озера, ветер был оценен как проходной, и мы форсировали озеро слёту. И блин при таких размерах в руках только карта (в том году я продремал, как и все, переход по нему), но в итоге промахнулся всего метров на 400, по месту уже сориентировались что надо чутка левее. В нужное нам место мы попасть не смогли, буквально перед носом туда причалили на моторах местные рыбаки. И мы пошли на стоянку левее от выхода из озера. И эта стоянка мне понравилась куда как больше чем предыдущая, где мы стояли в том году. Чистая, аккуратная, с туристическим феншуем.

Вечером и утром порыбачили, рыбки на коптилочку насобирали и в обед покинули все это благолепие. И снова в путь.

По дороге Серёга отличился ну очень гарным хариусом на 1,1кг.